Служение.

Отрывок из письма: ...Меня не оставил равнодушной Ваш последний выпуск, касающийся алкоголя. Тема эта меня волнует давно и постоянно...

Ваша категоричность меня удивила, в ней как раз и видится что-то нездоровое. Ведь есть красное сухое вино, оно бывает вкусным, хорошего качества, многие специалисты называют  его полезным для здоровья в определенных дозах. Есть целая культура потребления алкоголя, красивые бокалы, красивые бутылки. Я уже не говорю о том, что виноделие - это многовековое ремесло и это целая история. Трудная, прекрасная история. Неужели от всего этого можно отказаться? 

Отказаться от всего этого можно  тогда, когда алкоголь занял все ваше пространство, вы тонете в нем.  Кстати, многие сознательно идут "на грозу" и гибнут и другого пути у них, видимо, нет. Все мы знаем длинный список этих уже исторических персонажей, самых талантливых, самых выдающихся. Вы, Алексей, никогда не задумывались, почему они безмерно пили?  Почему в России принято так тяжело напиваться, до беспамятства, до умопомрачения?  Может люди подсознательно чувствуют, что не нужен им этот ум, это тонкое и больное чувствование всего и вся, они стараются притупить эту боль, а, в конечном счете,  просто убить ее.  Они убивают ее и себя заодно...

Ответ: Итак, действительно, почему же у нас так много пьют. Почему пьянство стало национальным бедствием? Почему даже многие интеллигентные люди (управленцы, врачи, программисты и т.д.) заканчивают свой трудовой день обязательной бутылочкой пива? Почему управленцы, врачи, программисты других стран не имеют такой привычки?

Почему для западных стран предельный уровень потребления алкоголя составляет 8 литров абс. алкоголя на человека в год, у нас - более 20? (Вопрос из этой же серии - почему у "них" - три случая суицида на 100 тыс. населения, у нас - за 40?)

Ответ, как мне кажется, надо искать в нашем менталитете.

Социальный характер нации, менталитет складывается под влиянием следующих внешних условий: климат, качество почв, водоемов, протяженность пространства, плотность населения, оптимально-экономичный способ хозяйствования в данном ландшафте.

Россия изначально, от древних славян, существовала только за счет расширения своего пространства. В основе такого расширения лежало подсечно-огневое земледелие лесных славян, составляющих большинство славянского мира.

Данная система земледелия, преобладающая в Северо-Восточной Руси до XVI в., позволяла при наличии больших, редко населённых лесных пространств, при постоянном худородии почв, необычайно коротком цикле сельскохозяйственных работ (от посева до жатвы около 100 дней) и неустойчивом климате получать достаточно высокие для воспроизводства населения урожаи.

Однако подсечно-огневое земледелие имело естественные пределы развития. Хорошие урожаи возможны были только при 2-3-летнем эксплуатировании участков и при плотности населения не выше 2-х человек на 1 кв. км., поэтому на протяжении всей истории России рост сельскохозяйственного производства сначала шел за счет расширения территории, затем - за счет возрастания числа занятых.

Обширные территории, подсечно-огневая технология земледелия, требующая постоянного перехода от использования одного участка леса к другому, климатические условия зон рискованного земледелия, малая плотность заселения, отдаленность населенных пунктов друг от друга и, как следствие, низкая частота общения, формировали специфический менталитет населения с особым восприятием окружающего мира.

Основным алгоритмом существования на Руси было не прогресс и развитие как в Европе, не гармония и стабильность как в Китае, не неизменность и преемственность как на Востоке, а коллективное выживание.

За свою многовековую историю Россия вобрала в себя такое огромное разнообразие: от моря до моря, от тундры до субтропиков, огромное количество языков, обычаев, стилей жизни, культур, обрядов.

Централизованно управлять всем этим многообразием наций с учетом интересов каждой народности  просто невозможно. Ни один закон не сможет учесть все разнообразие ландшафтов, климатов, обычаев и традиций населяющих Россию народов.

В этих условиях возможно только общинное управление. Россия - это держава. Термин "держава" не переводится на европейские языки. Держава - это то, что держится, удерживается от развала всем населением, каждым человеком.

Как сказал поэт В.А. Жуковский: "У нас самодержавие потому, что все само собой держится". И это, по большей части, действительно так.

Поэтому русский человек с молодых лет привыкал к тому, что и он тоже должен внести свой посильный вклад, защищать (держать) целостность этноса, послужить большому общему делу.

Так еще в древние времена и появилась ведущая ценность русского народа - служение. Служение, как долг. Эта ценность и позволила выжить нашим предкам на огромной холодной территории, освоить необозримые пространства от Карпат до Камчатки, отразить бесчисленные нападения соседних народов. Эта ценность до сих пор говорит в нас громким голосом. Она до сих пор остается ведущей ценностью каждого из нас.

"Служить бы рад, прислуживаться тошно" - и сейчас типичное состояние россиян.

Из этой ведущей ценности выросли другие российские базовые ценности - справедливость, равенство, коллективная безопасность. Российские базовые ценности - единственно возможные нормы поведения в нашем рискованном не только для земледелия, но и для жизни пространстве.

Впервые это подметил великий исследователь русского характера - Ф.М.Достоевский. Мы не читаем книг Достоевского, зато их читают за рубежом и... делают выводы.

Достоевский отразил тип человека, который он назвал "русские мальчики". Этот тип человека редко встречается на Западе и поэтому очень ему интересен.

"Русские мальчики" Достоевского - это те молодые люди, которые отказывают себе в праве на жизнь до той поры, пока они не нашли повода для жизни. Для них смысл жизни и смысл смерти - это одно и то же: жить можно только ради того, за что не страшно умереть.

Это "русские мальчики" шли в монастыри и в революции, в большевики и в космос, в секты и снова в монастыри. Они - служители до мозга костей. Служители, а не бизнесмены. Они русские...

Этот тип людей сейчас очень интересует Западное католичество. У католиков в Европе катастрофически не хватает священников - западные юноши сторонятся принципа обязательного безбрачия (в православии такого принципа у священников нет). В 1970-80-ые годы католики пробовали восполнить этот дефицит за счет эмигрантов из стран "третьего мира". Это было очень политкорректно - вьетнамец или негр, исповедующий немцев. Но расово-культурная граница все равно оставалась. В 1980-90-ые годы эту нишу пытались заполнить поляками.

Падение "железного занавеса" открыли новые перспективы для Католической церкви. На территории Украины, Беларуси и России они стали спешно открывать большое количество католических семинарий, куда собирали ребят, обучали их европейским языкам и отправляли в европейские университеты, а затем в европейские приходы.

"Простите, но мы должны принести в жертву наши добрые отношения с Русской церковью и войти на Украину и в Россию, а иначе сама наша церковь к концу XXI века станет чернокожей" - говорят они. Они понимают, что имеют возможность получить доступ к нашему самому удивительному - человеческому - ресурсу. (Все факты, касающиеся церковной темы, я привожу по книгам диакона Андрея Кураева. Рекомендую почитать его книги, очень интересно и грамотно написаны.)

Итак, базовая ценность нашего народа - служение.

Раньше у человек был выбор - служить Богу, Державе, Коммунистической идее и т.п.

Причем это можно назвать взаимно выгодным сотрудничеством. Бог давал верующему защиту и психологическую устойчивость. Держава обеспечивала помощь малоимущим, помогала в тяжелое время, поддерживала законность и порядок. Коммунистическая идея дарила надежду на всеобщее счастье на земле, а не на небе.

Сейчас служить стало некому.

В этом и заключается трагедия нашего народа. В Бога и в Коммунистическую идею мы не верим. Державы теперь нет, есть государство, которым правит кучка депутатов, прилюдно дерущих друг другу волосы за места в парламенте.

"Служить бы рад...", да некому и нечему.

Чтобы выжить, приходится прислуживаться. Работать на опостылевшей работе, только для того, чтобы заработать денег. Тошно...

Вот от этого и пьют.

Я недавно разговаривал с одним алкоголиком. Человек пьет почти каждый день вот уже 15 лет, пьет очень много, зарабатывает 6-7 тыс. руб. в месяц и ладно, изредка поколачивает жену. Мне стало интересно - в чем причина его пьянства. Оказалось - в разочаровании.

Молодым парнем он очень хотел служить в Армии (тогда еще Советской). Обивал пороги военкомата. А когда послужил, то разочаровался. После того и начал "злоупотреблять". Не нужным никому оказалось его служение...

Пьют не от того, что "ум тонкий" и "больное чувствование", а от того, что не видят чего-то целостного над собой, выше себя - объекта служения. А значит и не чувствуют защищенности.

Нам, конечно, пытаются навязать идею личного обогащения и западные ценности -ценности престижа, богатства и власти.  Но пока что эти ценности не находят широкого отклика у россиян. Уже стало понятно, что надежды начала 1990-х годов на малый бизнес как на новый двигатель экономики не оправдались - в 2001 году число малых предприятий в России было не больше, чем их было в 1993 году.

Служить мешку с деньгами русский человек не готов. Не может он считать деньги высшей ценностью, смыслом жизни и смерти. На наш - русский - взгляд, нет ничего глупее, чем жить ради денег и умереть за деньги.

copyright © Алексей Фалеев

вернуться на сайт

Hosted by uCoz